четверг, 19 августа 2010 г.

Пометки в ядерном блокноте

Автор Анатолий Иванов
Первого августа наш премьер-министр благополучно возвратился домой из велопробега по Беларуси. На следующий день его однопартиец Йонас Урбанавичюс в двух словах поведал о результатах 700-километрового Tour de Belarus. Вот конспективный пересказ:
- Маршрут завершен, травмированных нет. Посетили Лиду, Новогрудок, Несвиж, Ольшаны, Ошмяны, литовские общины в Гервечяй и Римджюнай.
Впечатления самые разнообразные. С одной стороны, величественные замки и дворцы Великого княжества Литовского, сердечные люди. С другой – огромное наследие советского прошлого. Бюсты Ленину, памятники воинам-освободителям Красной армии. Чувствовалась и плановая, регулируемая экономика. Например, на всех автозаправках – одинаковые цены на топливо.
Как видим, впечатлений обнародовано не густо. Мы, например, надеялись, что команду высокопоставленных велосипедистов удивят не одинаковые цены на бензин и дизтопливо в разных районах, а сами цены, которые ровно на треть ниже литовских. Поэтому каждый наш мало-мальски рачительный автомобилист старается «смотаться» за кордон на белорусскую заправку или прикупить контрабандный «курас». Верили, что министр хозяйства господин Крейвис обратит внимание, как надо строить дороги, сохранять наследие ВКЛ и позднейшего исторического периода и засеивать поля. Представляли, как Донатас Янкаускас, министр соцзащиты и труда, удивится тому факту, что в крохотных Михалишках с населением в полтысячи человек есть полноценная поликлиника с набором медиков от терапевта до стоматолога.
Увы, в своих стремлениях мы оказались наивными романтиками. Все хорошее осталось туристами незамеченным. Да и откуда нам было предположить, что министры-велосипедисты, как и руководитель правительства, будут интересоваться лишь фотографиями на фоне бронзово-гранитных Лениных для семейных альбомов?

Вполне по Станиславскому
И все-таки не честно было бы упрекнуть премьера в отсутствии любопытства государственного масштаба. Не утерпел он, завернул на строительную площадку, где соседи планируют возвести БелАЭС. Так сказать, чтобы лично убедиться, не блефуют ли белорусы, пугая Литву будущим атомным генератором электроэнергии.
Прежде чем продолжить, хочется заметить: накануне давно запланированного отпуска глава литовского кабмина разразился целым блоком всевозможных заявлений относительно Белорусской атомной станции. Еще раньше, в мае, наше Министерство охраны окружающей среды заявило, что Литве совершенно неприемлемо строительство атомного объекта в Островецком районе. Впрочем, об этом на разных уровнях интенсивно говорится уже несколько месяцев. Однако, например, МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, - никаких шагов в связи с заявлениями литовской стороны не принимает и потуги белорусов пока никак не ограничивает.
Как уже однажды писал «ЛК», в первую очередь Андрюс Кубилюс сообщил общественности о наличии у него лично и правительства в целом планов сдерживания белорусов в строительстве атомной станции под Островцом. Кстати, господин Кубилюс становится прямо каким-то штамповщиков планов сдерживания. Недавно в соавторстве с коллегами по партии появился так называемый план политического сдерживания России. Ныне – план ядерного сдерживания Беларуси. При этом имелось в виду, что при более активном сотрудничестве с Минском в сфере энергетики Литве удастся убедить соседнее государство отказаться от планов строительства собственной АЭС. В середине июля Кубилюс заявил буквально следующее, цитируем:
- Некоторые аспекты сотрудничества мы обсуждали с соседями-белорусами. Я думаю, что в стремлении к более тесному сотрудничеству мы, возможно, сможем их убедить в том, что строить новую АЭС у границы с Литвой не очень мудро.
После завершения велоотпуска этот сомнительный пассаж обогатился новыми красками:
- У нас есть возможность и даже обязанность способствовать белорусскому сближению с евроценностями. От того, как это станет происходить, будет зависеть и наше будущее, включая энергетическую безопасность. Здесь мы должны видеть общие для наших стран вызовы и совместно искать варианты их решения.
Далее пошли откровенные сенсации. Белорусская сторона не смогла убедить премьер-министра Литвы в том, что все планы по строительству АЭС будут реализованы.
"Планы соседей все еще остаются слишком неясными. Какая-то подготовка в Островецком районе ведется, но белорусы не смогли нас убедить в том, что все планы будут полностью реализованы".
"Подготовительные работы мы будто бы видели, но это лишь первоначальный этап. Нельзя сказать, что процесс строительства находится в самом  разгаре, и его уже не остановить".
"Мы видели усилия соседей в смысле попыток продемонстрировать некую строительную показуху. Мы обратили внимание белорусов на то, что недостаточно только мешать бетон и строить сами реакторы. Не менее важно обеспечить надзор за безопасностью и юридическую регламентацию, контроль со стороны МАГАТЭ».
"Возможно, на месте под строительство АЭС площади и немаленькие, земля выровнена, но очень много техники мы там не видели. Поэтому пока не очень ясно, насколько эти работы будут расширяться. Кроме того, представляется странным инженерным решением план строительства АЭС на холме в десяти километрах от реки Неман».

Дай нашему теляти
Естественно, параллельно с черно-белорусскими мыслями звучали и светло-литовские. В который раз, например, премьер заявил, что уже скоро будет найден стратегический инвестор, который, собственно, и начнет строительство АЭС в Висагинасе. Этот тезис дословно прозвучал так:
- Соседи строят электростанцию вблизи наших границ, будто нацеливаясь на наши рынки. Мы уже в ноябре будем иметь стратегического инвестора, и, мне кажется, если наши планы будут успешно реализованы, то соседям свои намерения придется коренным образом поменять.
Что касается надежности будущего литовского атомного объекта, премьер пояснил:
- Наши планы и технические решения не вызывают никаких вопросов.
В этом месте начать хотелось бы с конца. «Не вызывают никаких вопросов» - это потому, что еще нет объекта для них. Надо полагать, когда появится стратегический инвестор с реальными планами и реальными реакторами, вопросов будет так много, что псевдоэнергетики из Министерства энергетики запутаются, отвечая на них. Ведь совершенно не случайно, например, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» Сергей Бояркин, будучи в гостях в Вильнюсе, не без ехидства заметил:
- Объективности ради стоит сказать, что коллеги из Висагинаса пока даже не выбрали проект станции. Поэтому тот  документ, который они называют ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду. – Прим. ред.) и о котором рапортуют каждому столбу, таковым не является. Литовский ОВОС абстрактен. Когда висагинцы выберут проект, им придется делать второй, конкретный ОВОС на конкретную станцию с конкретными реакторами. Таковы требования МАГАТЭ.
Если говорить об открытии главы кабмина относительно количества техники, работающей на площадке под Островцом, сделанном методом визуальной разведки, то уместно заметить: на месте будущей Висагинской АЭС вообще никакой техники нет, и никаких строительных работ не производится. Реально при оптимистичном сценарии они начнутся лишь осенью 2011 года. Но и этот срок возможен лишь при самом благоприятном развитии событий.
Отдельная тема – поиски стратегического инвестора. Месяцем, когда Литва, Латвия, Эстония и Польша совместно со стратегическим инвестором смогут начать переговоры о разделе акций ВАЭС, изначально был определен сентябрь. Потом в Минэнерго заговорили об октябре. Неделю назад премьер-министр господин Кубилюс назвал новый срок – ноябрь. Дай бог нашему теляти волка забодати. Говорим мы, в очередной раз разводя руками от созерцания такого сверхгибкого графика работы. Тщим себя скромной надеждой, что это не окажется 7 ноября. Иначе как потом праздновать светлый для будущего страны день?

Почва для сравнений
В Беларуси планируется построить АЭС мощностью около 2,4 тысячи МВт. Вот что рассказал автору в приватной беседе директор  «БелНИПИэнергопрома» Андрей Никодимович Рыков:
- Ввод первого энергоблока белорусской АЭС ожидается в 2016, второго - в 2018 году. Станция будет сооружаться по проекту санкт-петербургского института "Атомэнергопроект". Генподрядчиком строительства выступит российское ЗАО "Атомстройэкспорт" - государственная инжиниринговая компания, подконтрольная "Росатому" и реализующая межправительственные соглашения о строительстве объектов ядерной энергетики за рубежом. «Росатом»  предложил нам блок по проекту АЭС-2006, который имеет прямых предшественников - Ленинградскую АЭС-2, Нововоронежскую АЭС и китайскую станцию в Тяньване. При этом первые две будут построены раньше белорусской.
Поэтому, когда звучат опасения относительно планов Беларуси по строительству собственной АЭС, мы хотим сказать: мы строим станцию для себя и своих детей с целью достижения на данном этапе экономического развития максимальной энергетической независимости.
Что намечено в Литве?
Все идет к тому, что наше государство выберет в качестве стратегического инвестора французов, представляя их общественности как лидеров в области современной атомной энергетики. Однако это сказки для тех, кто не слишком разбирается в вопросе.
Франция не является единственным мировым лидером в атомной сфере. Она лишь один из лидеров, но не самый-самый. Совсем не везде Франция строила атомные станции. Большинство станций построено фирмой Siemens из Германии, Вестингаузом из США и Сибмашем из России. Канадцы тоже много строили.
Атомщики - люди взвешенные и не будут отвергать, что у французов хорошая, классная техника. Их блок четвертого поколения по новому проекту хорош, но пока с ним есть некоторые проблемы. И, заметьте, Франция участвует в тех же тендерах, что и Россия, но тендеры проигрывает с завидным постоянством.
При этом давайте все-таки помнить, что решение о выборе какого-либо проекта принимают технари, а не политики. И немаловажно, кто финансирует проект. Литва этого пока самостоятельно делать не может. Поэтому стране необходимы компаньоны и благоприятный кредит. Деньги опять же дадут только под хороший проект, который прошел международную экспертизу и получил подтверждение, что все его характеристики соответствуют мировому уровню.
Так что задачек пока нерешенных перед нами – пруд пруди. Когда, кем и как отыщутся ответы, покажет ближайшее время. Год – два. Не более.
Пока же мы не справились даже с закрытием Игналинской станции. Об этом как-то неудобно говорить премьер-министру, не с руки - главе парламентского комитета по энергетике и позорно - руководителю Минэнерго. Ничего страшного, господа. Об этом громко скажем мы.

С протянутой рукой
Месяц назад стало известно, что Литва намерена обратиться в Еврокомиссию с просьбой выделить на закрытие Игналинской атомной электростанции дополнительные средства. Государственные «калькуляторы» уже завершают подсчет суммы, которую намереваются просить у Брюсселя. Известно, что на нужды ИАЭС Еврокомиссия и страны-доноры наметили выделить до 2013 года 1,3 миллиарда евро. Следовательно, на  2014-2020 годы будут просить примерно 1,2 миллиарда.
Однако существует одно «но». Даже если стране выделят 1,2 миллиарда евро, то этого не хватит, чтобы полностью демонтировать электростанцию. По подсчетам, всего для закрытия ИАЭС в 2030 году потребуется дополнительно еще 2,4 миллиарда евро.
Существуют опасения, что переговорам с Еврокомиссией может помешать тот факт, что Литва опаздывает со строительством могильника для ядерных отходов. К тому же у государства не совсем ясные и прозрачные отношения с компанией Nukem, которая должна заниматься этим объектом повышенной сложности.
Вот чем бы озаботиться правительству, а не фантазиями о планах сдерживания строительства АЭС в Беларуси. Впрочем, может быть приятной новостью для нашего руководства станет полученная из Минска?
30 июля стало известно, что реализация проекта строительства АЭС в Беларуси оказалась под вопросом. Как заявил 4 августа в Минске первый вице-премьер Владимир Семашко, Минск планирует подписать с Москвой все документы по строительству АЭС не позднее конца сентября текущего года. "Все документы подготовлены, но Россия пока не идет на подписание пакетных соглашений, потому что есть неурегулированные моменты. Они не сложные, и я думаю, что в августе-сентябре, возможно, мы документы подпишем".
При этом белорусы не скрывают, что их партнеры требуют создания совместного предприятия по сбыту производимой АЭС электроэнергии. Беларусь это условие не устраивает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий